Задание С2 ЕГЭ по химии представляет собой описание химического эксперимента, в соответствии с которым нужно будет составить 4 уравнения реакции. По статистике, это одно из самых сложных заданий, очень низкий процент сдающих с ним справляется. Ниже приводятся рекомендации по поводу решения задания С2.
Во — первых, чтобы верно решить задание С2 ЕГЭ по химии нужно правильно представлять себе те действия, которым подвергаются вещества (фильтрование, выпаривание, обжиг, прокаливание, спекание, сплавление). Необходимо понимать, где с веществом происходит физическое явление, а где – химическая реакция. Наиболее часто используемые действия с веществами описаны ниже.
Фильтрование – способ разделения неоднородных смесей с помощью фильтров – пористых материалов, пропускающих жидкость или газ, но задерживающих твёрдые вещества. При разделении смесей, содержащих жидкую фазу, на фильтре остается твердое вещество, через фильтр проходит фильтрат.
Выпаривание — процесс концентрирования растворов путём испарения растворителя. Иногда выпаривание проводят до получения насыщенных растворов, с целью дальнейшей кристаллизации из них твердого вещества в виде кристаллогидрата, или до полного испарения растворителя с целью получения растворенного вещества в чистом виде.
Прокаливание – нагревание вещества с целью изменения его химического состава. Прокаливание может проводиться на воздухе и в атмосфере инертного газа. При прокаливании на воздухе кристаллогидраты теряют кристаллизационную воду, например, CuSO4∙5H2O→CuSO4+ 5H2O
Термически нестойкие вещества разлагаются:
Cu(OH)2 →CuO + H2O; CaCO3→ CaO + CO2
Спекание, сплавление – это нагревание двух и более твердых реагентов, приводящее к их взаимодействию. Если реагенты устойчивы к действию окислителей, то спекание можно проводить на воздухе:
Al2O3 + Na2CO3 → 2NaAlO2 + CO2
Если же один из реагентов или продукт реакции могут окисляться компонентами воздуха, процесс проводят с инертной атмосфере, например: Сu + CuO → Cu2O
Вещества, неустойчивые к действию компонентов воздуха, при прокаливании окисляются, реагируют с компонентами воздуха:
2Сu + O2 → 2CuO;
4Fe(OH)2 + O2 →2Fe2O3 + 4H2O
Обжиг – процесс термической обработки, приводящий к сгоранию вещества.
Во-вторых, знание характерных признаков веществ (цвет, запах, агрегатное состояние) Вам послужит подсказкой или проверкой правильности выполненных действий. Ниже представлены наиболее характерные признаки газов, растворов, твердых веществ.
Признаки газов:
Окрашенные: Cl2 – желто-зеленый; NO2 – бурый; O3 – голубой (все имеют запахи). Все ядовиты, растворяются в воде, Cl2 и NO2 реагируют с ней.
Бесцветные без запаха: Н2, N2, O2, CO2, CO (яд), NO (яд), инертные газы. Все плохо растворимы в воде.
Бесцветные с запахом: HF, HCl, HBr, HI, SO2 (резкие запахи), NH3(нашатырного спирта) –хорошо растворимы в воде и ядовиты, PH3(чесночный), H2S(тухлых яиц) — мало растворимы в воде, ядовиты.
Окрашенные растворы:
Желтые: Хроматы, например K2CrO4, растворы солей железа (III), например, FeCl3.
Оранжевые: Бромная вода, cпиртовые и спиртово-водные растворы йода (в зависимости от концентрации от жёлтого до бурого), дихроматы, например, K2Cr2O7
Зеленые: Гидроксокомплексы хрома (III), например, K3[Cr(OH)6], соли никеля (II), например NiSO4, манганаты, например, K2MnO4
Голубые: Соли меди (II), например СuSO4
От розового до фиолетового: Перманганаты, например, KMnO4
От зеленого до синего: Соли хрома (III), например, CrCl3
Окрашенные осадки:
Желтые: AgBr, AgI, Ag3PO4, BaCrO4, PbI2,CdS
Бурые: Fe(OH)3, MnO2
Черные, черно-бурые: Сульфиды меди, серебра, железа, свинца
Синие: Cu(OH)2, KFе[Fe(CN)6]
Зеленые: Cr(OH)3 – серо-зеленый, Fe(OH)2 – грязно-зеленый, буреет на воздухе
Другие окрашенные вещества:
Желтые: сера, золото, хроматы
Оранжевые: oксид меди (I) – Cu2O, дихроматы
Красные: бром (жидкость), медь (аморфная), фосфор красный, Fe2O3, CrO3
Черные: СuO, FeO, CrO
Серые с металлическим блеском: Графит, кристаллический кремний, кристаллический йод (при возгонке – фиолетовые пары), большинство металлов.
Зеленые: Cr2O3, малахит (CuOH)2CO3, Mn2O7 (жидкость)
В-третьих, при решении заданий С2 по химии для большей наглядности, можно порекомендовать составлять схемы превращений или последовательность получаемых веществ.
И наконец, для того, чтобы решать такие задачи, надо чётко знать свойства металлов, неметаллов и их соединений: оксидов, гидроксидов, солей. Необходимо повторить свойства азотной и серной кислот, перманганата и дихромата калия, окислительно-восстановительные свойства различных соединений, электролиз растворов и расплавов различных веществ, реакции разложения соединений разных классов, амфотерность, гидролиз солей.
[…] http://himege.ru/kak-reshat-s2-po-ximii/ […]